Распечатать

Оформляем участки в товариществах и кооперативах

У вас соблюдаются следующие условия:

  • Вы владеете садовым, огородным или дачным участком в кооперативе или товариществе;
  • У вас нет никаких документов о правах на землю.

Примечание: книжка садовода и прочие подобные документы удостоверяют лишь членство в кооперативе (товариществе), но о правах на землю не свидетельствуют.

Ваша задача

Приобрести участок в собственность, а затем оформить правоподтверждающий документ  свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Ваши действия

1. Получаем копию проекта организации и застройки территории вашего товарищества (кооператива) либо другого аналогичного документа, где указано распределение участков в вашем дачном (садовом) объединении. В частности, это может быть генплан.

Куда обращаться: правление товарищества (кооператива).

2. Готовим описание местоположения границ своего участка.

Этот документ вы составляете самостоятельно в свободной форме. Ваша задача  максимально подробно описать местоположение участка, примерно так, как если бы вы рассказывали о нем возможному покупателю, еще не видевшему ваше землевладение. Укажите близлежащие общезначимые ориентиры, по которым можно определять нахождение участка: расстояние до озера, реки, леса, дороги, строений и т.п.

3. Получаем заключение, в котором указано, что:

  • Участок действительно закреплен за вами;
  • Составленное вами описание местоположения границ соответствует местоположению границ участка, фактически используемого вами.

Куда обращаться: правление товарищества (кооператива).

4. Подаем документы для бесплатного приобретения участка в собственность.

Для этого понадобятся:

  • заявление о приобретении земельного участка в собственность на основании ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66–ФЗ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 93–ФЗ;
  • копия проекта организации и застройки территории товарищества (кооператива) либо иного документа, устанавливающего распределение участков в кооперативе (товариществе)  см. шаг 1;
  • описание местоположения границ участка  см. шаг 2;
  • заключение правления кооператива (товарищества) о закреплении участка и соответствии описания границ их фактическому местоположению  см. шаг 3.

Куда обращаться: правление товарищества (кооператива).

На заметку

Если ранее ни один из членов вашего товарищества (кооператива) не обращался с заявлением о предоставлении участка в собственность, то местная администрация вправе дополнительно запросить у вас следующие документы:

  • Копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию кооператива (товарищества). Копия выдается и заверяется правлением товарищества (кооператива).
  • Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о кооперативе (товариществе). Выдается территориальным органом налоговой службы.

5. Получаем решение о предоставлении участка в собственность.

Выдается местной администрацией в двухнедельный срок после подачи необходимых документов.

6. Оформляем кадастровый план участка.

Куда обращаться: территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по месту нахождения участка. Координаты можно узнать в местных органах власти.

Примечание: см. также особенности оформления кадастрового плана.

7. Собираем пакет документов для оформления права собственности на участок.

Для этого понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • документ о праве на участок  решение местной администрации о предоставлении участка в собственность;
  • кадастровый план;
  • квитанция об уплате госпошлины за регистрацию права.

Примечание: с 1 января 2007 г. пошлина составляет 100 руб.

8. Подаем собранные документы на госрегистрацию.

Куда обращаться: территориальный орган Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) по месту нахождения участка. Координаты можно узнать в справочной или местных органах власти.

Примечание: При сдаче документов в Росрегистрации нужно заполнить бланк заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

9. В течение месяца после подачи необходимого набора документов Росрегистрация проводит регистрацию и выдает свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Это так называемый правоподтверждающий документ. С ним вы можете свободно заключать сделки с землей (продавать, передавать по наследству и прочее), защищать свои права на участок в споре с соседями, местными властями и прочими инстанциями, а также совершать любые другие действия, не нарушающие законодательство.